Новости |
Подкоп под космос
| | | Как сообщают "Московские новости", Главная Астрономическая Обсерватория Российской Академии Наук (ГАО РАН) пережила царизм, советскую власть и первоначальное накопление капитала, но теперь ее будущее под угрозой...
Примерно месяц назад питерские власти должны были принять решение о будущем Пулковской обсерватории. Точнее - о варианте реконструкции Киевского шоссе. Если расширить до шести полос автодорогу М-20, пересекающую Пулковский холм, научную работу Главной астрономической обсерватории РАН в области исследования небесных тел придется свернуть.
АСТРОНОМИЯ В ИМПЕРИИ НАШЕЙ
Полтора столетия назад из Санкт-Петербурга в Гатчину тянули нитку железной дороги. Рельсы собирались проложить неподалеку от Пулковской горы, в окрестностях обсерватории. Но астрономы пожаловались императору Николаю I, и дорогу сдвинули на 5 км к западу.
Государь не мог рассудить иначе. "Желая споспешествовать успехам Астрономии в Империи Нашей", он самолично повелел "соорудить на Пулковской горе Главную астрономическую обсерваторию и снабдить ее полным набором совершеннейших инструментов". За 5 лет до открытия Высочайшим Указом от 26 июня 1834 года была установлена и охранная зона: "Не дозволять на расстоянии одной версты строить значительных зданий без согласия на то начальства обсерватории".
Императорские астрономы отлично понимали разницу между чистым небом и небом, застланным дымом. А также знали, что такое угол наклона наблюдательного инструмента к горизонту. И о том, как этот угол может меняться, если почву встряхнет проходящий мимо состав.
Когда в 1853 году движение поездов на участке Петербург - Гатчина и далее на Варшаву все-таки открылось, у обсерватории остались превосходные условия для наблюдений. |
"УШИРЕНИЕ ЧАСТИ"
Пулковская гора давно уже не в окрестностях Петербурга, а в городской черте. Советская власть в марте 1945-го закрепила за обсерваторией 3-километровую защитную парковую зону, но затем подперла городской свалкой с одной стороны и аэропортом - с другой. От самолетов вибрирует воздух, мусор подогревает атмосферу и пылит при транспортировке. Кроме мусоровозов, по перерезающему холм Киевскому шоссе гоняют и тяжелые трейлеры. От них стекла в зданиях трясутся сильнее, чем от самолетов.
Если расширить на 20 метров автомагистраль М-20, станет совсем невмоготу. Больше машин - выше загазованность воздуха, больше света от фар. Да и без фонарей шестиполосный автобан не оставишь. А свет - главный враг наблюдений. Он искажает фон ночного неба и уменьшает проникающую силу телескопов. С 1982 года засветка вокруг Пулково выросла настолько, что были потеряны целые классы объектов с невысокой светимостью. Раньше "ловили" звезды 21-й величины, сейчас - только 18-й. Неясно, что будут наблюдать телескопы обсерватории после реконструкции Киевского шоссе.
Разработчик проекта - институт "Севзапинжтехнология" у обсерватории согласия на реконструкцию дороги не получил. Узнав в июне 2003 года, что проект предусматривает "уширение проезжей части" (термин из официального запроса), астрономы, как и 150 лет назад, решили жаловаться. Однако императора Николая I на современных строителей не нашлось.
ПО ГЕНПЛАНУ 1986-ГО
Указом Президента РФ N 275 от 2 апреля 1997 года Пулковская обсерватория включена в Свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Вся занимаемая ею земля передана обсерватории в исключительное и бессрочное пользование. И президиум РАН предложил Минтрансу соорудить новую трассу восточнее Пулковского холма. Впервые такой вариант возник еще в 1993 году в питерском Управлении по охране памятников истории и культуры - архитектурно-ландшафтный ансамбль южной части С.-Петербурга имеет самостоятельную ценность (обсерваторию проектировал архитектор А.П. Брюллов,), и грузовой транспорт давно собирались отвести.
В ноябре министр транспорта РФ Сергей Франк переправил письмо академиков в администрацию Петербурга. В Смольном уже лежали запрос депутата городского парламента, ныне депутата Госдумы Юрия Савельева на ту же тему и обращение заместителя полпреда Любови Совершаевой. К тому времени город обзавелся законно избранным губернатором. Валентина Матвиенко в предвыборной программе много говорила о необходимости использовать уникальный научный потенциал Петербурга. А на встрече с жителями Московского района о расширении Киевского шоссе высказалась однозначно: обсерватория, несомненно, должна сохраниться.
Однако после избрания хозяйку Смольного, вероятно, отвлекли более насущные заботы, и за нее ответил вице-губернатор Александр Вахмистров. Он сообщил, что реконструкция дороги предусмотрена федеральной целевой программой на 2002 - 2010 годы. Что от расширения на 20 м загазованность и запыленность только снизятся. И наконец, что действующим до настоящего времени Генпланом 1986 года и остальными планами развития Ленинграда и области "решений по изменению исторически сложившейся трассы М-20 не предусматривалось".
ЗВЕЗДОЧЕТОВ НЕ СПРОСИЛИ
Вахмистров, правда, оговорился, что администрация Петербурга дала поручение трем городским комитетам, включая КГИОП, "тщательно рассмотреть" необходимость и условия расширения Пулковского шоссе, "включая альтернативные варианты прохождения трассы". Вице-губернатор обещал привлечь к работе все заинтересованные стороны и уложиться в два месяца.
Прошло целых три. Главную заинтересованную сторону - Пулковскую обсерваторию, как сообщил "МН" ее директор Александр Степанов, никто ни к чему не привлекал. Ничего не слышал о такой работе и главный ученый секретарь С. -Петербургского научного центра РАН Эдуард Тропп. Следы поручения, упомянутого Вахмистровым, по просьбе корреспондента "МН" искали в канцелярии Смольного, но найти не смогли. Зато в комитете по благоустройству и дорожному хозяйству нашелся другой документ - проект обоснования инвестиций на реконструкцию М-20 по старому варианту.
Источник в "Севзапинжтехнологии" подтвердил: деньги на разработку детального проекта уже выделены. Закончить проект планируется в 2004 году. По одним данным, речь идет все о том же: расширить дорогу у обсерватории до 20 метров и возвести эстакаду над памятником Пушкину. Другие же говорят, что параллельно в институте все же рассмотрят вариант с отводом трассы.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ДОСТОЯНИЕ
Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория РАН - единственная крупная обсерватория вблизи 60 градусов северной широты, ведущая научные исследования и наблюдающая звезды в околополярной зоне. Северные европейские обсерватории Уппсала и Гринвич таких наблюдений производить не могут. В звездные атласы вписано огромное количество светил, координаты которых определены с Пулковской горы. Составлены каталоги, используемые навигационными системами NAVSTAR, ГЛОНАСС и др. в гражданских и военных целях. Каждый год астрономы ГАО публикуют по 5 - 7 научных работ на уровне открытий. Недавно пулковские астрономы обнаружили вспышку сверхновой в отдаленной галактике NGC3190. В нашей Галактике такое событие происходит примерно 1 раз в 30 лет.
Располагаются в Пулкове и филиал Специальной астрофизической обсерватории РАН, а также единственная на весь Северо-Запад опорная сейсмостанция сейсмической сети России, основанная в 1906 году академиком кн. Б. Голицыным. Им "уширение" Киевского шоссе также не сулит ничего хорошего. Однако для многих в нынешнем Питере Пулковская гора - просто кусок земли, удачно расположенный по соседству с аэропортом. Надел с беспокойным владельцем, мешающим возводить рядом новые отели, гипермаркеты и промзоны.
К слову, вице-губернатору Александру Вахмистрову уже приходилось потакать интересам крупного капитала. В 97 - 98-м годах группа консультантов с Каймановых островов учила администрацию Владимира Яковлева, как реконструировать исторический центр города. И "съела" 9,8 млн. долларов из 30-миллионного займа Международного банка реконструкции и развития. Впоследствии выяснилось, что за так называемой "ЯПК Групп Лтд" стояли вполне определенные питерские банки и финансовые круги. История даже попала в отчет Счетной палаты РФ от 28 декабря 2001 года. Там черным по белому записано: часть актов о приеме работ у ЯПК подписывал глава Комитета по строительству Александр Вахмистров...
Чем меньше будет науки в обсерватории, тем чаще будет слышаться: "Кому она нужна? Дешевле перевезти, чем содержать". Такие разговоры между чиновниками возникают всякий раз, когда в ГАО случается пожар или отключают электричество. И даже если Валентина Матвиенко лично воспротивится нынешнему подкопу, не за горами новая проблема. Аэропорт "Пулково" и Константиновский дворец должна связать скоростная автотрасса, дублер узкого Волхонского шоссе. Проект этой дороги в обсерваторию еще никто не присылал. То ли трасса проляжет в стороне, то ли астрономов просто не считают нужным спрашивать, какие фонари должны светить президенту и его гостям.
Борислав Михайличенко, собкор "МН", Санкт-Петербург
|
|
06-03-2004 Источник: "Московские новости"
Обсуждение материала
|
Материал еще не обсуждался. Вы можете создать первую тему обсуждения
|
|
|
|
|
|
|
Календарь |
|
Пн |
Вт |
Ср |
Чт |
Пт |
Сб |
Вс |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
|
|
|
|
|
|
|
Новости по категориям |
|
|
|